Календарь новостей
Главная  /  ВФПС  / Президиум  / Информация

Информация

Российский парусный гоночный союз (РПГС, предшественник ФПС СССР и ВФПС) был учрежден весной, 14 марта 1912 года. В этот день Морской министр, адмирал Иван Константинович Григорович подписал Устав новой спортивной общественной организации.

Российский парусный гоночный союз возник под влиянием Международного союза парусного спорта и Союза Балтийских яхт-клубов, основанных в 1907 году. В Союз вошли столичные (Санкт-Петербургские) парусные клубы, объединившиеся для подготовки к Олимпиаде в Стокгольме, которая проходила летом 1912 года.

Первоначально в РПГС входили Императорский С.-Петербургский яхт-клуб, Императорский Речной яхт-клуб, Высочайше утвержденный Невский яхт-клуб, С.-Петербургский Парусный клуб, С.-Петербургский Морской яхт-клуб (Гаванское парусное Общество), Стрельнинский Парусный клуб.

К 1915 году союз пополнился Императорским Эстляндским яхт-клубом (NJK), Териокским, Сестрорецким и Петроградским студенческим клубами. Базировался союз в С.-Петербурге.

Для вступления яхт-клуба в РПГС требовалось заявление, устав, список членов и судов, а также те данные, которые, по мнению союза, могли быть необходимыми. Вступление яхт-клуба в союз должно было быть одобрено Морским министерством.

Яхт-клуб (далее - союзное Общество), состоящий в Российском Парусном союзе, мог быть исключен на его Общем собрании за неуплату взносов, неустройство гонок и неучастие в состязаниях, организованных другим союзным Обществом.

Через три года после основания, в марте 1915 года, Устав союза был существенно дополнен, хотя основные цели и задачи организации изменены не были. В Уставе (ни в редакции 1912, ни, тем более, в редакции 1915 г.) уже ничего не говорилось о подготовке к Олимпиаде. Цель организации была сформулирована более общо: «объединение в деле развития парусного спорта всех Российских яхт-клубов и парусных обществ, коим присвоены утвержденные правительством яхт-клубский флаг и устав». Предполагалось решение следующих задач:

· установление однообразных правил парусных гонок, правил обмера гоняющихся яхт, их классификации и учет времени сообразно гоночной силе яхт;

· установление однообразных яхтенных обычаев;

· установление дней и сроков открытия гонок между союзными клубами и обществами;

· рассмотрение и разрешение вопросов, касающихся толкования правил гонок и измерения судов и деления их на классы;

· решение споров и разбор апелляций и протестов по вопросам чисто спортивного характера.

В отличие от яхт-клубов находившихся с 1907 года в ведении Министерства торговли и промышленности, союз состоял в юрисдикции Морского министерства.

Каждое союзное Общество платило взнос, размер которого зависел от доходов этого Общества от членских взносов. Таким образом, многочисленные клубы должны были вносить большие суммы. Вопрос о том, сколько голосов имело каждое союзное Общество, решался на Общем собрании союза. Число представителей каждого Общества в союзе не могло превышать число принадлежащих ему голосов.

В соответствии с Уставом 1912 г.: «Каждое Общество (союзное) имеет один основной голос; сверх того, за каждую открытую гонку, устроенную им в минувшем сезоне, на которой было назначено не менее пяти первых призов в пяти отдельных разрядах, Общество получает по одному дополнительному голосу».

В случае совместной гонки, дополнительный голос Общество получало «лишь в том случае, если назначит на такую гонку не менее пяти первых призов в пяти отдельных разрядах». В открытой гонке могли принимать участие суда Обществ, не входивших в РПГС. Союзное Общество обязано было после каждой гонки в течение двух недель предоставить протокол и ее программу.

Яхта не могла быть занесена в списки судов Российского Парусного союза, если не все ее владельцы состояли членами союзного Общества.

Российский Парусный гоночный союз занимался и проведением своих гонок. Их было несколько видов:

· открытые международные гонки (устроенные по правилам Международного яхтенного гоночного союза);

· открытые союзные гонки (для судов клубов, членов РПГС). В открытых союзных или международных гонках могли участвовать только яхты, внесенные в регистр РПГС;

· закрытые внутренние гонки (для одного клуба). Союзное Общество не могло устраивать закрытые гонки в день, когда проходят открытые международные или союзные гонки.

В 1915 г. председателем союза был избран А.Ф. Гейден, представитель Императорского Петроградского (С.-Петербургского) яхт-клуба, а секретарем - В.В. Арнольд, возглавлявший Стрельнинский яхт-клуб. По его адресу и шла переписка на имя союза.

Издания Российского Парусного гоночного союза:

· Устав Российского Парусного гоночного союза. СПб., 1913.

· Устав Российского Парусного гоночного союза. СПб., 1915.

·  Ежемесячный иллюстрированный журнал водного спорта «Рулевой». Орган Российского Парусного гоночного союза. СПб., 1913.

Напомним, что сегодня на Олимпийских играх, в дисциплине «парусный спорт», разыгрывается 10 комплектов наград. Со дня основания РПГС российские спортсмены неоднократно становились Чемпионами мира и Европы и принесли в копилку нашей страны 28 олимпийских медалей, из которых 7 высшего достоинства.

Надо отметить, что кроме юбилея ВФПС, российские яхтсмены в этом году празднуют 100-летие первой олимпийской медали, эта бронзовая медаль была завоевана российскими спортсменами в классе «10 метров» в Стокгольме (Швеция). Состав экипажа: Эспер Белосельский, Эрнест Браше, Николай Пушницкий, Александр Родионов, Филип Штраух, Иосиф Шомакер, Карл Линдхолм.

В рамках празднования 100-летия ВФПС проведет в этом году серию мероприятий. Официальный старт юбилейного года будет дан на Московском Боут Шоу (пройдет с 20 по 25 марта в московском Крокус-Экспо), крупнейшие регаты сезона: всероссийский фестиваль «Паруса России» 12 июня, чемпионат и первенство России в олимпийских классах, Кубок ВФПС в классе «Оптимист», ряд крупнейших региональных соревнований, и как итоговое - национальная премия «Яхтсмен года», будут приурочены к этой торжественной дате. 

Сегодня, Всероссийская Федерация парусного спорта (как правопреемник РПГС) отвечает за развитие всех форм яхтинга и входит в Международную Федерацию парусного спорта (International Sailing Federation, ISAF); ЕвроСАФ (European Sailing Federation, EuroSAF), а также, в качестве члена, во все девять международных ассоциаций олимпийских классов яхт, международные ассоциации классов, таких как Дракон, Микро и т.д.

Сайт Федерации – www.vfps.ru

Редакция сайта выражает благодарность вице-президенту ВФПС Владимиру Ильичу Логинову за предоставленные материалы и фотографии.

На фото: Григорович Иван Константинович (1853-1930)

 

Подготовлено пресс-службой ВФПС

 

 

ВСЕРОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ПАРУСНОГО СПОРТА

- является правопреемником Российского Парусного Гоночного Союза, основанного в 1912 году;

- восстановлена в членах Международной федерации парусного спорта (ИСАФ) с 1991 года. 

Президенты ВФПС
ИВАНОВ В. А.1992 - 1996 гг
МАЛЫШЕВ Н. Г.1997 - 2000 гг
КОТЕНКОВ А. А.2001 - 2008 гг
ЗЕЛЕНИН Д. В.2009 - 2010 гг
ШАЙДУКО Г.И2010 по н.в.
Почетные президенты ВФПС
МАЛЫШЕВ Н. Г.с 2001 года
КОТЕНКОВ А. Ас 2009 года
Почетные члены ВФПС
ПИНЕГИН Т. А.с 2000 года
ПИЛЬЧИН Ю. В.с 2006 года