Календарь новостей
Главная  /  Медиа  / Новости  / 2010  / События

Олимпиада 80 – тридцать лет спустя

четверг, 12 августа 2010 07:43 GMT+3



На фото: Сборная СССР выходит на парад открытия 22-х Олимпийских Игр в Таллинне

Ровно тридцать лет тому назад, 21 июля 1980 года в Олимпийском Центре «Пирита», Таллинн, вспыхнул малый Олимпийский огонь, знаменующий открытие парусной регаты Игр XXII Олимпиады. На просторы Таллинского залива вышли гонщики из 22 стран в шести классах: катамаран «Торнадо», «Звездный», «Солинг», «Летучий Голландец», «470» (мужчины) и «Финн».

У двадцать второй Олимпиады особое место в истории Олимпийского движения: по политическим соображениям правительства ряда стран, таких как Америка, Англия, Германия, отказались от участия в олимпийских стартах. Решение принималось на государственном уровне, тогда как сами гонщики добивались всеми доступными средствами возможности  приехать в Таллинн. К сожалению, им это не удалось сделать.

Несмотря на отсутствие ряда признанных претендентов на Олимпийские медали, на акватории Таллиннского залива развернулись жаркие спортивные баталии, а уровень конкуренции превосходил таковой на предыдущих Олимпийских регатах Так, только в одном классе – «Летучем Голландце» - экипаж из Испании А. Абаскал-М.Ногер выиграл золото досрочно и не стартовал в седьмой гонке. Во всех остальных классах судьба медалей решалась в буквальном смысле на последних метрах дистанций. 

Таллиннская Олимпиада вполне заслуженно получила высшую оценку со стороны Международного Олимпийского комитета и Международного парусного союза (в то время - ИЯРУ). Превосходный Олимпийский Центр, организация гоночной части и быта спортсменов на берегу, радушный прием хозяев, богатая культурная программа- все это оставило неизгладимый след в памяти зарубежных делегаций.

На фото: Вид на Олимпийскую гавань и Таллиннский залив

Олимпиада была во многом серьезным экзаменом для нашей страны, и этот экзамен выдержан был успешно, хотя многое для нас было впервые. Впервые более двухсот наших судей из Москвы, Санкт-Птербурга, различных регионов России, Эстонии, Украины, Белоруссии прошли серьезную подготовку на знаменитых Балтийских регатах 1977-1979гг. Гоночные  комитеты всех трех олимпийских дистанций целиком состояли из наших судей и сумели  выполнить полную программу регаты, несмотря на непростые погодные условия Таллиннского залива.  

В состав международного олимпийского жюри впервые в истории вошли советские судьи - Виктор Елизаров и Александр Соболев. Особой похвалы были удостоены наши мерители. Эстонские специалисты под руководством А.Тетсмана и Ю. Шарашкина подготовили мерительный холл по высшим меркам, а московские мерители И.Бисенек и В.Летунов спроектировали и изготовили уникальные мерительные инструменты, позволявшие производить полный обмер быстро и с высокой степенью точности.

Впервые  парусная Олимпийская парусная  регата обслуживалась вычислительной машиной (т.е. выражаясь современным языком- компьютером), которая занимала в то время целый этаж большого здания. Слаженно и без накладок работали все службы Олимпийского Центра, а их было более четырех десятков.

И, конечно, особое место занимает Таллиннская Олимпиада в истории  нашей сборной команды. В активе у советских яхтсменов оказался весь «джентльменский» набор: золотая, серебряная, бронзовая медали, четвертое и пятое места. Это позволило сборной СССР впервые  занять первое место в неофициальном командном зачете. К слову сказать, в то время командному зачету придавалось не меньшее значение, чем в наши дни.

На фото: Олимпийцы 80-го В. Манкин, Н. Поляков, А. Зыбин и руководитель нашей делегации Ю. Унгер

Наша сборная была на самом деле сборной командой: в нее вошли спортсмены Москвы, Армении, Белоруссии, Латвии, России, Украины, Эстонии. Несмотря на все трудности, противоречия, а порой и конфликты, наши гонщики не за страх, а совесть готовились к главной парусной регате мира. В целом год восьмидесятый оказался самым звездным в истории отечественного парусного спорта. Он до сих пор остается непревзойденным по количеству завоеванных медалей на чемпионатах мира и Европы и побед на самых престижных международных регатах в олимпийских классах яхт. Чемпионами мира в классе катамаран «Торнадо» стали Виктор Потапов и Александр Зыбин. В классе «Солинг» чемпионат Европы выиграл Б.Будников,  а призерами чемпионатов мира и континента стали В.Манкин (класс «Звездный»), А.Балашов (класс «Финн»), В.Игнатенко (класс «470»).

Сейчас, спустя три десятилетия, можно рассуждать на тему: могли бы у себя дома выступить и получше! Но тогда, в далеком восьмидесятом, на акватории Таллиннского залива наши спортсмены вступили в настоящее спортивное сражение, ведь им противостояли лучшие яхтсмены мира. И.Шуман и Д.Белов из ГДР, целое созвездие из Испании- Х.Доресте, А.Горстеги, А.Абаскал, М.Ногер, шведы П.Сунделин и К.Карлсон, двукратный призер предыдущих Олимпиад Р.Конрад – гонщик из далекой Бразилии. Все эти имена составляли элиту парусного мира семидесятых-восьмидесятых годов прошлого столетья, а некоторые успешно гоняются и до сих пор. И каждый из них приехал в Таллин с твердым намерением добыть золото.

На фото: Постамент Олимпийского огня сохарнен как памятник, охраняется государством

В классе Звездный экипаж в составе: Валентин Манкин - шкотовый Александр Музыченко  выиграл  тяжелейшую дуэль с Хубертом Раудашлем (Австрия). Напомним, что Хуберт Раудашль- уникальный гонщик, участвовавший в десяти Олимпиадах!  А история  противостояния Валентина и Хуберта имела началом Олимпиаду 1968 года. Тогда, в Акапулько Валентин, выступавший в классе «Финн», сумел преодолеть Раудашля тактически, технически, а главное психологически и завоевать золото.

В классе «Солинг» экипаж в составе Б.Будников, А.Будников, Н.Поляков, с первой минуты первого старта и до последнего метра заключительной гонки вел бескомпромиссную борьбу с выдающимся яхтсменом – датчанином П.Енсеном. Да, наш экипаж, проиграв два очка, в итоге уступил датчанам и завоевал серебряные медали. Но так бывает в спорте, когда дороже первого места оказывается высокие достижения человеческого духа, спортивных  характеров, дающих наглядный урок молодым гонщикам.

Когда заходит речь о спортивных характерах, то невольно вспоминаешь Андрея Балашова. К концу Олимпийской регаты  мало кто сомневался в его проигрыше. И только сам Андрей верил себя и мужественно сражался до конца. Выиграв заключительную гонку, он сумел подняться до третьего места и заслуженно получил бронзовую медаль.

Наверное, экипажи В.Потапова (катамаран Торнадо) и В.Леонтьева (Летучий Голландец), могли бы выступить в полную меру уровня своего таланта и опыта. Тем более, что сезон восьмидесятого начался для обоих экипажей более чем удачно. К началу олимпийских стартов в активе экипаже были победы на чемпионате мира и ряде крупнейших международных регат. Но не будем забывать, что Его Величество Спорт  никому не позволяет засиживаться на острых вершинах первых мест. Экипаж Володи Леонтьева и Валерия Зубанова до последней гонки претендовал на медаль. Но удача отвернулась от наших ребят и именно в последней гонке. Хотя медали и не были завоеваны, занятые В. Потаповым и В.Леонтьевым четвертое и пятое места (соответственно) внесли в копилку команды очень нужные зачетные очки.

Только в классе 470, выступление нашего экипажа оказалось откровенно неудачным, но это случилось лишь  в одном из шести участвовавших от нашей страны  классов яхт.

Таким оказался итог парусных соревнований Игр XXII Олимпиады - безусловно положительный. И сегодня, в день тринадцатилетнего юбилея Таллиннской регаты,  отдадим должное нашим гонщикам-олимпийцам, поздравим их с тридцатилетним юбилеем. Вспомним еще раз о незабываемых спортивных баталиях на акватории Таллиннского залива, в которых достойно участвовала сборная команда образца года 1980. А олимпийцам дня сегодняшнего пожелаем взять в свой актив лучшее, что было у сборников восьмидесятого - их мужество, умение терпеть, желание драться до последнего метра дистанции, любовь и преданность нашему Российскому парусному спорту.

 

    О.А.Ильин

 Главный тренер

сборной команды - 1980