Календарь новостей
Главная  /  Медиа  / Новости  / 2012  / Новости ВФПС

Ларин Юрий Алексеевич, заслуженный тренер России, 17 апреля отмечает юбилей - 70 лет

вторник, 17 апреля 2012 10:52 GMT+3

 

Ларин Юрий Алексеевич, заслуженный тренер России, заслуженный работник физической культуры Российской федерации судья всесоюзной категории, 17 апреля отмечает юбилей - 70 лет.

Ларин Юрий Алексеевич, безусловно, значимая фигура в парусном спорте. Заслуженный тренер России, который более тридцати лет проработал в сборной команде страны, являясь и руководителем КНГ и старшим тренером сборной команды по парусному спорту, и главным тренером олимпийской сборной России.

Юрий Алексеевич участвовал в шести Олимпийских играх, подготовил ряд чемпионов и призеров Европы, Мира и Олимпийских игр, престижных мировых парусных регат. Ларин один из немногих тренеров, который обладает академическими знаниями: академик международной педагогической академии, профессор Таганрогского Университета, опубликовавший в стране и за рубежом более 160  научных и методических трудов.

Родился Юрий Ларин в 1942 году в Комсомольске-на-Амуре, куда его родители уехали строить новый  город. Там они работали на авиационном заводе, как говорится «крепили мощь страны».

В 1946 г. семья переехала в Таганрог. Родители работали на авиазаводе, строили лучшие в мире летающие лодки – амфибии. Старший брат был активным спортсменом, чем заразил маленького Юру, который освоил многие виды спорта: легкую атлетику, плавание, водное поло спортивную гимнастику, футбол, настольный теннис, баскетбол, хоккей. Жили они на берегу Азовского моря, а потому главным увлечением стал парус, любовь к которому сохранилось на всю жизнь.

Кого же из ребят не манят широкие просторы! Кто из мальчишек, живущих в приморском городе, привыкших с детства к басовым гудкам пароходов и сиренам катеров, не мечтает стать моряком, ходить в далекие плавания! Сколько раз, сидя на берегу, и провожая глазами уходящие суда, они мысленно видели себя в командирской рубке, за штурвалом.

А началось все с простого объявления в школе о наборе желающих записаться в «Клуб юных моряков». В клуб приглашались ребята, любящие море, желающие научиться плавать, ходить под парусом на яхте, изучить флажной семафор.

 

По инициативе городского комитета комсомола было решено привлечь как можно больше ребят в Таганрогский яхт-клуб, с целью оттянуть мальчишек от улицы. Прочитав объявление об открытии клуба, в Дом пионером потянулись ребята. Так в 1954 году пятиклассник Юра Ларин попал в яхт-клуб. На первом организационном собрании Юру выбрали председателем совета клуба. Тогда об этом писали многие центральные газеты.

Первыми наставниками в парусе были хорошо известный парусной общественности страны в 70-90х годах В.П. Попов, а также практик парусного спорта Б.Ф. Жердзицкий, научивший Юру пилить, строгать, шить, шпаклевать и красить лодку. В те времена без этих навыков в парусе делать было нечего.

В те далекие годы, когда Юра Ларин начинал заниматься парусным спортом, ему повезло. Было это время самого высокого подъема парусного спорта в Таганроге. Нет, местные яхтсмены не отличались большими спортивными успехами. Не было среди них даже мастеров спорта. Но была искренняя увлеченность парусами. Каждый в душе был мореплавателем, жаждущим покорить морские просторы.

Начинал свой путь в обществе «Авангард», как шкотовый на “Эмке”, затем как рулевой освоил “Ерш”,  “Олимпик”, а с 1960 года пересел на «Финн».

Шли годы, Юра Ларин окончил среднюю школу, а затем и Таганрогский радиотехнический институт. После окончания института, в числе лучших выпускников был оставлен на кафедре вычислительной техники. Занимался научной работой. Однако качественно совмещать серьёзную научную работу и увлечение парусным спортом было физически невозможно.

В 1968 году Юрий Алексеевич перешёл работать на завод “Красный котельщик”, где создавался первый в городе вычислительный центр. В 1971 году Юрию Алексеевичу предложили организовать лабораторию по исследованиям в спорте в Таганрогском радиотехническом институте, что позволило совместить любовь к спорту, потенциал исследователя и организаторские способности.

Так родилась первая специализированная лаборатория спортивной электроники. На первом этапе Юрий Алексеевич собрал небольшой коллектив мыслящих яхтсменов, где они сами себе ставили задачи и пытались их решать. Начали чисто с технических проблем – исследовали характеристики рангоута и такелажа, разработали оптимизатор курса яхты.

Затем перешли к исследованию того, чего ещё не было в мировой практике паруса - начали изучать самого спортсмена, управляющего лодкой.   

Таким образом,  подошли к исследованию системы “яхтсмен-судно” в целом. Результаты этой работы изложены в диссертации  Ларина Ю.А.  и более чем в сотне публикаций в России и за рубежом. Кстати, необходимо отметить, что это была первая в стране диссертация кандидата педагогических наук на материале парусного спорта. Кроме паруса, в лаборатории успешно велись работы со сборными командами страны по легкой атлетике, плаванию, гребле и  многим другим видам спорта.   

Вернувшись работать в институт, Юрий Алексеевич продолжил активно гоняться и начал работу по организации парусного спорта в институте. Начались ежедневные тренировки с новичками: зимой теорией и физподготовкой, а летом приходилось совмещать собственные тренировки с  тренировками начинающих спортсменов. Таким образом, Юрий Алексеевич стал «играющим» тренером. Секция очень скоро стала ведущей в городе, хотя десятки предприятий города культивировали занятия парусом.

Постепенно парусная секция расширялась, удалось открыть детскую парусную школу при областном СДСО “Буревестник”. Пошла планомерная работа по выращиванию талантов. Воспитанники школы: С.Сметанко (чемпион СССР в классе “Оптимист”, чемпион России в классе “ЛГ”); О.Хреков (чемпион России в классе “ЛГ”); М.Зуева (девятикратный чемпион России в классе “Парусная доска”); И.Фролов (чемпион России в классе “Финн” и чемпион СССР в классе “Луч”); П.Чуприна (неоднократный чемпион России в классе “Луч” и “Лазер”); М.Журба (чемпион СССР в классе “420” и в классе “ЛГ”); В.Моисеев (многократный чемпион России, трехкратный участник Олимпийских игр).

Парусный спорт в институте вырос настолько, что здесь, в Таганроге, стало проводиться большинство студенческих соревнований и сборов России и СССР.

Основной «костяк»  сборной “Буревестника” составляли представители институтской команды. Юрия Ларина избрали председателем Всесоюзного тренерского совета студенческого общества “Буревестник”.

 

Норматив мастера спорта СССР Юрий Алексеевич  выполнил, заняв второе место на Всесоюзной регате “Слава Севастополя” в 1965 году в классе “Финн”. Осваивал классы  «Темпест», «Дракон» и «Солинг».

Выступая на “Финне” в течение 15 лет при весе 70 кг. Ларин был конкурентоспособен только при силе ветра до 3 баллов, так как не мог полноценно откренивать лодку в сильный ветер, а значит, и претендовать на стабильно хороший результат.

Анализируя тот период, когда он был тренером у начинающих яхтсменов в парусной секции института, Юрий Алексеевич стал задумываться о роли тренера. Легко всю ответственность сваливать на тренера. Но всегда ли он виноват? Ведь у него так много обязанностей, так много забот и так мало времени на то, чтобы заниматься непосредственно тренерской работой. Отсюда пробелы в воспитании, в работе по повышению мастерства юных спортсменов. Да и у самих тренеров так много упущений — им негде учиться: ни один спортивный вуз страны не готовил специалистов парусного спорта в то время. Да и семинары, курсы — это такая редкость.

Растут ученики, совершенствуется их мастерство. И неизбежно наступает день, когда они практически по своим спортивным результатам превосходят учителя. Но учитель все равно всегда должен стоять выше по уровню тактического мышления, теоретической подготовки. А для этого сам учитель должен быть вечным учеником.

Естественно,  все это заставляло искать альтернативные пути, компенсирующие недостатки. С этой целью начал читать все, что мог найти по подготовке яхтсмена-гонщика.

К сожалению, методического материала такого толка было очень мало, да и имеющийся нередко был достаточно противоречив. До многого приходилось доходить самостоятельно. Помог опыт других видов спорта. Пытался читать все, что было опубликовано по методике подготовки в спорте. Перелопатил классиков системы физической культуры и спорта: Н.Зимкина, Б.Гандельмана (физиологов), Л.П.Матвеева, Н.Озолина, Ю.Верхошанского и многих, многих других.

Со временем, получив результаты исследований деятельности яхтсменов (изучив энергетическую составляющую, определив его основные физические качества и разработав методику их развития, исследовав доминирующие для яхтсмена сенсорные качества и т.п.) появилась возможность внедрения этих знаний в практику. В это время и сборная команда страны стала проявлять интерес к этим новациям, пригласив его поработать в составе КНГ.

 

Наиболее успешным у Юрия Алексеевича получилось взаимопонимание со сборной командой класса «Финн», где лидером был Андрей Балашов, двукратный призёр олимпийских игр 1976 и 1980 г.г. в классе «Финн».

Андрей доброжелательно относился к сотрудничеству. Они вместе искали потенциальные возможности увеличения скорости яхты и повышения выносливости спортсмена в продолжении всей гонки.

Осенью 1978 году Ларина Ю.А. назначили старшим тренером сборной страны в классе “Финн”. Перед ним была поставлена задача сплотить коллектив спортсменов и тренеров, завоевав на Играх XXII Олимпиады в Москве - медаль. С этой задачей Юрий Алексеевич успешно справился. Андрей Балашов стал бронзовым призёром Олимпиады.

После Олимпиады в Москве Юрий Алексеевич всё своё время посвятил укреплению кафедры физического воспитания в родном ТТИ ЮФУ. Поработал тренером-преподавателем парусного спорта в Алжире (с 1986 по 1989г.г.), подготовил к изданию и издал книгу «Подготовка яхтсмена-гонщика».

Наступили “лихие 90-ые”. Перед Федерацией парусного спорта России стояла проблема - кто сможет в это трудное время возглавить команду и повести её на завоевания олимпийских медалей. Выбор пал на Юрия Алексеевича Ларина. В должности главного тренера Юрий Алексеевич Ларин проработал два срока (с 1992г. по 2000 год). 

Начинать пришлось буквально с нуля – не было ни сборной (спортсмены разбежались кто куда, чтобы заработать на жизнь), ни материальной части (всю матчасть бывшей сборной СССР растащили по республикам по принципу кто шустрее, тот и успел), ни финансирования, даже зарплаты не было (стране было не до спорта).

 

Уже на первом этапе становления удалось собрать под знамена сборной работоспособный коллектив единомышленников: О.Шилова, А Чарикова, С.Канова, В.Тимофеева, А.Плотникова, С.Кузовова, Ю.Титавнина и за короткий срок добиться отличных международных результатов. В сборной команде появились чемпионы Европы и мира, призеры Олимпийских игр.

.

В 1998 году парусный спорт вошел в первую пятерку самых успешных видов спорта России. Надо отметить, что олимпийские медали были завоеваны нашими яхтсменами спустя 16 лет после последних успехов на Олимпиаде-80.

К сожалению, дефолт в конце 1998 года, когда целый год оставались без финансирования, сильно ударил по динамично идущей вверх парусной команде России. Таким образом,  работали с очень малыми финансовыми объемами, но с высоким КПД, прежде всего за счет четкой организации дела и самых передовых методов подготовки спортсменов. Сегодня ведущие яхтсмены страны имеют несравнимые, в десятки раз большие ресурсы, но никак не могут прорваться на парусный Олимп. Качество работы спортсмена определяется профессионализмом тренера, его знаниями и умениями реализовать потенциальные возможности спортсмена для достижения победы.

В настоящее время Юрий Алексеевич  все также бодр и активен. Работает заведующим кафедрой физического воспитания ТТИ ЮФУ. Он считает, что это одна из лучших кафедр университета, почти половина преподавателей кафедры – кандидаты наук, доценты. Пишет методические пособия, пытается высказываться на актуальную тему: как поднять результативность российских яхтсменов (журнал “Катера и яхты” № 4 за 2011 год). В течение многих лет борется за создание в Таганроге «Центра подготовки парусного спорта».

И сегодня Юрий Алексеевич продолжает выступать (довольно успешно) в гонках крейсерских яхт, как в России, так и за рубежом, на яхте типа «Бавария-46», имя которой «Буревестник» (в память о прошлом). А в свободное время пишет книгу “Вокруг паруса” о занятных историях, связанных с его работой, свидетелем которых был.

На вопрос: «Что является лейтмотивом Вашего жизненного пути?», Юрий Алексеевич ответил: «Дорогу осилит идущий…». Мой путь в парусном спорте логичен для человека, который пытался познать, понять и двигаться дальше вместе с делом, которому отдал столько сил и времени».

В канун Вашего Юбилея, Юрий Алексеевич, хочется пожелать здоровья, успехов в преподавательской и научной деятельности, и конечно, спортивных побед в любимом парусном спорте. С Юбилеем Вас, Юрий Алексеевич!